Я был уверен совсем недавно, что идея Чака Поланика из эссе про мыслительные глаголы довольно интересный занимательный оригинальный приём.
Стал просматривать зарубежную литературу на тему "Как писать" и понял, что приём "show, don't tell" довольно популярен в англоязычной писательской среде. Во всяком случае много книг раскрывает "секреты" приёма.
С моей точки зрения использование на практике подобных советов приведёт к играм (в лучшем случае постмодерн) с текстом.
Согласен, усилием воли заставлять писателя вскрывать внутренние потаённые процессы формирования ощущений, ассоциаций, мыслей полезно. Нагружать мозг полезно. Книги по писательскому мастерству побуждают к искусственной замене "неугодных" слов, по Паланику мыслительных глаголов, на описание образа мыслей, ощущений, любого свербящего зуда. Теперь я понял, почему меня не устраивает нытьё Франзена и скукота Айн Рэнд. Они хорошо усвоили и освоили "show, don't tell". Без пережитого авторского опыта выглядит "назывно", синтетически, чувства, описанные таким образом надо помечать как пищевые добавки группы Е. На книгах писать "Содержит следы описательных добавок Е888, применять с осторожностью при беременности, в период лактации и детям до 40 лет".
Нет ничего дурного в рассказе (tell), важна задача автора, авторская искренность в тексте, что непосильная задача для психологически неопытных авторов. В картонной коробке собственного черепа без общения с окружающим миром сложно сыскать нужный читателю опыт, исключительно мыслезаменители, чувства, аналогичные натуральным.
© Виктор Дробек 2018





