
Тихон Корнев Люблю иногда сказануть "за Альберта Пьюна дам десяток Трюффо", но не прощаю подобного пижонства другим.
Seriously, если вы первую часть Breaking dawn до конца посмотрели и не плакали в конце, тест Тьюринга вам не пройти. Безотносительно всяких guilty pleasure, предельно ответственно заявляю. И первая часть правда-правда очень клёвая, если на время просмотра диалог с внутренним хипстором прикрутить.
Обосную простейшую мысль, как и положено, лонгридом. «Сумерки» выстрелили неожиданно - бюджет 37 мультов сборы 200 в одной Америке - потому что нащупали простую и гениальную истину, открытую до этого мириадами авторов, пишущих в жанре фэндом, что зрителю/читателю срать три кучи на конфликт в произведении. Важна лишь получаемая эмоция.

старпёрина Robert McKee
Получив сценарий «Сумерек», старпёрина Макки изошёл бы на плесень и липовый мёд вопросами о конфликтах, заставил бы Беллу и Патиссона разойтись из-за надуманного вампирского правила или misunderstanding, а потом сойтись, как это происходит в 99% мелодрамах, писанных по его учебнику. «Уу книжищи! у старые! у сволочи!». А «Сумерки» начинают с того, что охренительный вампир любит героиню, потом героиня выясняет, что вампир прикольный, юморной, сильный и охренительный и любит её, потом героиня признается в любви, и потом они любят друг друга и всё у них зашибись. Ближе к финалу левый вамп-поц попробовал героиню обидеть, так бойфренд literally оторвал ему руки, ноги и голову и нахер сжёг, наломав дров из скамеек в школьном спортзале. Вот мечта каждой девочки, да и мальчика. Сразу влюбится и на всю жизнь, и никаких даже временных, расставаний и misunderstandings, чтобы началось хорошо, продолжилось хорошо и дальше было только лучше и лучше. Фэндом ломится от рассказов о Гарри Поттере и Гермионе, которые не выдержали, признались друг другу в любви, консумировали отношения и с тех пор живут долго и счастливо. The end.

Одна девочка это пишет, а миллионы других читают, чтобы пожить в реальности, где ВСЁ ХОРОШО, конфликтов и внешних и внутренних им в жизни хватает. Единственным важным условием фэндомной литературы является «остранение» происходящего, рассказ про Ваню-дояра у которого всё зашибись с Маней-крановщицей убивает идилличность истории, потому что зритель знает, что Ваня и Маня не смогут сойтись, не вынеся друг другу мозг. Жизнь в мире вампиров, оборотней и Гарри Поттера для зрителя неизвестна... Майер, дай ей Бог здоровья, берёт простейшую девочкову мечту о свадьбе с «тем самым», сразу и навсегда и, завернув в фэнтези-обёртку, даёт девочке, да и мальчику, который тоже о таком мечтает в глубине глубин.

Заслуга Хардвик в том, что при всей похабности персонажей, актёрская задача которых сводится к тому, чтобы «томиться» два часа экранного времени, она их сделала живыми людьми - главных и особенно второстепенных школьников. Сцены учёбы в первых «Сумерках» на удивление живые - самоироничные подростки без фальшивого «бунта» и «стенфордских экспериментов» проводят вместе время. Жанровый редактор, как нечто обязательное, спустил бы сверху - героиня должна быть изгоем в новой школе, её должна задирать самая красивая из команды болельщиц, над ней должны смеяться и её должны обижать. Нет, - говорит простая фэндомная девочка. Идите в жопу, господин Макки и все прочие авторы учебников, утверждающие, что только соблюдая ваши зассанные правила, можно заработать миллионы. Мне не нужны миллионы, мне нужен мир в котором комфортно, поэтому Беллу по-доброму принимают в новой школе, с папой у неё тоже никаких особых issues, в неё влюбляется самый клевый парень в классе... школе... мире, и всё у них будет хорошо. Фэндом априори литература которую не станет писать тщеславный ублюдок, желающий нарубить бабла, потому что права на «вселенную» принадлежат третьему лицу, и делиться оно ими не станет. Фэндом - это девичий крик «я хотела бы читать/смотреть именно ТАКОЙ МИР, но вы, дорогие «профессиональные» авторы, никогда такого не напишите, а заставите в миллиардный раз жевать жвачку из конфликтов, арок и «развитий персонажей», а я НЕ ХОЧУ, я не понимаю какой мудак сказал, что персонаж ДОЛЖЕН претерпевать изменения на протяжении сюжета. Должен кому? Почему? Лично вам по факту рождения? Никто никому ничего не должен. И если вы не пишете то, что я хочу читать, я плохо, но напишу это себе сама».

Вторая часть «Сумерек» провальная для меня, потому что пришёл человек-редактор заставил в самом начале Эдварда бросить Беллу потому что «я слишком сильно люблю тебя», WTF?!!!, потом бедняжка надуманно мечется между вампиром и оборотнем, прям ну-фу-пакость. А вот третья часть рассказывает о первой и неожиданной беременности, о связанных с ней страхах - как отнесётся к этому бойфренд, родит ли девочка, не навредит ли себе или ребёнку… как и в первой части, всю эту бытовуху заворачивают в фентези-обёртку, потому что Белла человек, а родить должна от вампира, и ребёнок у неё внутри непростой, хотя и самый лучший на свете, само собой. В остальном вы смотрите два часа, как девочка мучается от токсикозов, семейство волнуется, переживает, опекает и поддерживает её и… а где конфликт? А нигде. Отстаньте с учебниками своими, тут живой человек и ему страшно, а вам мудакам не хватает учебниковой какой-нибудь бессердечной свекрови которая будет невпопад гадости говорить и интриги плести? What’s your problem, man?!

Следующим фильмом то ли трилогии, то ли тетралогии должна была бы стать «Химера» Винчензо Натали, которая препарирует родительские страхи относительно уже рождённого ребёнка. Когда вот «оно», чадо, стремительно растёт, орёт, какает, пробует засунуть пальцы в розетку, вроде бы часть и продолжение тебя, но при этом «нечто совершенно иное», сложатся у вас отношения, не поломаешь ли ты его, не нанесёшь ли необратимых психотравм, не ебанёшься ли сам, не осознаешь ли ты свою ненужность ему, да и во что «это всё» вырастет. «Химера» в своём исследовании идёт дальше, разбирает вопросы инцеста, комплексов Электры и прочих фрейдистских умностей, а «Сумерки» могли бы остановиться на «всё будет хорошо, твой ребёнок самый клёвый на свете, ты лучший родитель в мире, и всё у вас будет хорошо». The end.

Недосмотрев последний сумеречный фильм, могу сказать, что сняли не про это, а просто про социум – готовы ли будут окружающие вписаться за вашу семью против условного, надо заметить, вашего личного врага. Беспокойство тоже понятное, но более скучное – да, готовы, ничего не бойся, если дойдёт до прямой конфронтации и училка, к примеру, начнёт твою кровиночку обижать, весь родком встанет плечом к плечу и отмудохает училку, административно оторвав выступающие из туловища конечности и радостно вымазавшись административнейшей кровью, сожжёт на ближайшем открытом огне. Часто человеку желает услышать не «всё будет хорошо, а потом плохо и чуть не кончится пиздецом, но в последний момент по законам жанра всё станет хорошо», а просто «всё будет хорошо».

И это вот всё вовсе не к тому, что теперь истории должны быть построены по принципу фэндом-литературы, но когда кто-то говорит вам – герой ДОЛЖЕН, история ДОЛЖНА, антигерой ДОЛЖЕН, зритель хочет, зрителю нужно, зритель любит, зритель не любит… Вот эти фильмы собрали столько-то миллионов, а они написаны по таким-то правилам, а поэтому учение это вечно, оттого что оно верно. Плюйте сразу в глаза его бесстыжие со словами, что зрители не индусы, и даже индусы оказались не индусы. Индусов кормил Болливуд сто лет кряду однотипными, под копирку писанными, «жанровыми» фильмами по учебнику Маккишьянанпранипбабагануши «попиздели – спели/поплясали – попиздели» и, казалось, что они готовы жрать и жрать и жрать эту свою кино-масалу до скончания века. Оказалось, не казалось. Индусы были не то, чтобы не готовы, а не знали что есть на свете борщ… Из-за борща этого в одном русском трактире два повара натурально подрались, потому как один из них поперек всех рецептов взял и сахару туда заложить попытался (свёкла-де молодая, сладкого вкуса недостаточно), а второй рецептом махал, дескать, вон у господина Булкин-с-Маккина рецепт жеж, и сто раз варили, и пипл хавал жеж! А теперь индусы со сладкой и пресной свёклой сахару досыпают… но не в черниговский борщ, который кто-то додумался делать с квашеной капустой и копчёной грудинкой, и кладут заместо сахару чернослив, придавая сладкий +500 к копчёному привкусу. Начинающий сценарист, освой две вещи – готовку без рецептов и игру на котировках. ©Тихон Корнев, 2018